Японские городские сады для прогулок и моциона начали создавать совсем недавно. Один из первых, Уэно, появился в Токио только во второй половине XIX века. До прихода западной культуры подобных идей не возникало - в традиционной Японии не принято ходить пешком. Объяснили нововведение просто: гулять полезно для здоровья, которое необходимо для службы императору.
Кайюсики (сад для прогулок) - один из видов общественных японских садов. В эпоху Эдо (XVII-XIX ст) их обустраивали крупные феодалы, чтобы продемонстрировать свое могущество и богатство и развлечь важных гостей. Концепция японского сада кайюсики: каменные дорожки вокруг центрального пруда с островами, который окружен искусственными холмами, скалами и растениями. Кайюсики – это знаменитые пейзажи разных местностей страны. Примечательно, что в то время из-за особенностей службы сегуну даже очень состоятельные люди не могли покинуть и пределы префектуры, не говоря уже о границах Японии. Поэтому пейзажи в миниатюре создавались по рассказам и рисункам паломников - единственных, кто мог легально перемещаться по стране.
Создаваемый в саду пейзаж должен был быть копией какого-то конкретного природного пейзажа.
Японский сад в стиле Дзедо - это воссоздание представления японцев о рае, совершенной чистой земле. Обязательные компоненты японского сада в стиле дзедо - это храм, озеро с островами и обязательно неровной линией берега. Острова в середине озера символизируют священные горы. Например, центр буддийского мироздания Сумеру или обитель бессмертных гору Хорай.
Эти японские сады обустраивают в развернутой форме “Син”, которая достоверно воспроизводит особенности природных, обычно приморских, ландшафтов страны. Но на форму влияют и особенности рельефа, которые разделяют японские сады на два основных типа:
цукияма - сад с холмами и прочими возвышениями;
хиранива - сад на ровной поверхности.
Таким образом, сады также делятся на формы:
Син - развернутая, наиболее реалистичная форма. В ней много композиционных элементов, в которые входят деревья, камни, мох, водопады, песок, архитектурные объекты и формы.
Гё - полусокращенная форма, где элементов примерно вдвое меньше, чем в син. Главное, чтобы все элементы композиции гармонировали и вызывали ощущения единства, создавая при этом особенную ауру покоя, которая так характерна для японского сада.
Со - сокращенная форма. Это самая сложная форма японского сада. В ней мало композиционных элементов. Мастер должен объединять их так, чтобы придать саду максимальную смысловую нагрузку. Отсутствующие детали композиции должны подразумеваться, ощущаться созерцающим, являя ему полноту картины мироздания. Примером формы со служат сад камней, сад мхов или сад водопадов.
Во время работы мастера обращаются к специальной классификации XIV–XVI вв., где прописаны принципы планировки японского сада, требования к стилистике, декоративным элементам и растениям.
Основные принципы создания сада в японском стиле:
подражание природному ландшафту;
отсутствие симметрии;
уникальность элементов композиции сада;
незавершенность (Ваби-саби - эстетика несовершенности, мимолетности и незавершенности. Естественная, неподдельная красота без излишеств);
все, что можно посчитать должно быть в нечетном количестве.
Строгие линии и правильные геометрические линии - большая редкость для сада в японском стиле. Преобладающая цветовая гамма - оттенки зеленого, серого и коричневого, которые дополняют яркие краски плодов и цветов.
Большие свободные площади обязательны для сада в японском стиле. Это может быть не только пруд, но и газон, песок или гравий. Понятие пустоты очень важно для японского сада. В восточной философии оно имеет абсолютно другое значение - космос, свобода, будущее и безграничность мира.
Пустота играет существенную роль в концепции японского сада. Предметы и растения не заполняют ее, а выделяют и подчеркивают
В предыдущем материале мы уже писали о значении камней для японского сада. Теперь же о том, как правильно выбрать и разместить камни в японском саду.
Количество камней для сада обязательно нечетное. Камни для японского сада должны быть необработанные, максимально “дикие” покрытые мхом или ржавчиной, в следах эрозии. Их размещают паралельно или по диагонали основной линии сада. Наиболее популярная композиция один большой валун и два камня поменьше. Если камней пять и больше, то их размещают треугольником. Пространство, как и при обустройстве альпийской горки, засеивают травой или кустарником. Если камни размещают у пруда, то их располагают относительно уровня воды.
Тротуары и каменные дорожки обязательны в японском саду. Вам понадобятся гладкие с лицевой стороны камни, которые зарывают перпендикулярно направлению тропинки длинной cтороной. Мы предлагаем обратить внимание на обработанные прямоугольные камни. На широком открытом пространстве лучше смотрятся тротуары из обработанного камня, кирпича или бетона правильной формы, которые хорошо вписываются в естественно и асимметрично размещенные элементы сада. При устройстве тротуаров выбирают лучшую схему размещения камней, учитывая их размеры и окраску. Расстояние между камнями зависит от их размеров; так, между кирпичами или небольшими камнями оно примерно 1 см. Для скрепления мелких камней применяют цементный раствор, большие зарывают в землю; промежутки между камнями заполняют мхом или низко стелющимися растениями.
В следующей статье мы расскажем об элементах декора, а также поговорим, какие растения посадить в японском саду.